1 ноября наша компания провела в Москве первую специализированную конференцию, посвященную страхованию логистики. Всего на площадке РБК Центр Событий собралось 250 участников рынка: страховые, логистические и ИТ-компании.
В рамках деловой программы лидеры рынка страхования и логистики представили лучшие бизнес-кейсы, а исследовательские агентства — свежие оценки текущего состояния рынка грузоперевозок и его страхования, прогнозы и перспективы развития до 2026 года. Так, по данным MA Research, за девять месяцев 2023 года объем всего рынка транспортно-логистических услуг составил 5,5 трлн рублей. Аналитики отмечают, что сегмент транспортных услуг растет, увеличиваются дальность перевозок и размер грузооборота, повышается роль автотранспорта в коммерческом секторе.
В MA Research выделили 4 основных тренда рынка транспортно-логистических услуг:
- перестройка логистических цепочек для адаптации к новым условиям;
- повышение тарифов в результате растущего спроса на внутрироссийские перевозки;
- резкий рост стоимости аренды и хранения из-за увеличившегося дефицита складских мощностей;
- формирование запроса на полный комплекс логистических услуг.
По прогнозам экспертов, в 2023-2026 годах средний прирост рынка транспортно-логистических услуг составит 12% в год. Наибольшее увеличение ожидается по итогам текущего года (+17,8%), в дальнейшем возможно снижение динамики вплоть до 2026 года. Текущий объем рынка автомобильных грузоперевозок по итогам 3-х кварталов оценивается почти в 1,3 трлн рублей, из них 74% приходится на сегмент FTL (прямые машины), 18% — на LTL (сборные грузоперевозки), 8% — на КГТ (крупногабаритные грузы). К концу 2023 года эта цифра достигнет уже 1,7 трлн рублей.
В 2021-2023 годах рынок прирастал на +24% ежегодно, с 2023-го до 2026-го темпы роста снизятся до +12%. Согласно экспертным прогнозам, к концу этого периода общий объем составит уже 2,4 трлн рублей.
Рост рынка 2022 и 2023 годов связан со значительной перестройкой и изменением географии грузопотоков — ростом доли внутрироссийских перевозок. Ожидается, что ее увеличение продолжится до 2026 года.
Эксперты отмечают возникшие отраслевые риски: дефицит большегрузных средств (рынок FTL стал «рынком продавца») и складских площадей из-за перестройки логистики, недостаток водителей и грузчиков для перевозки и обработки грузов. В таких условиях инструменты страхования в логистике приобретают все большую актуальность.
Шеф-редактор отдела экономики РБК Иван Ткачев привел консолидированный прогноз на 2023-2026 годы. Согласно представленным данным, в 2022 году рынок страхования грузоперевозок составил 31,6 млрд рублей, а по итогам 2023-го может достичь 38,2 млрд (+20,8%) с потенциалом увеличения в 2026-м до 110 млрд рублей.
Ключевые игроки отрасли — лидеры российского рынка страхования — также представили экспертную оценку, согласно которой потенциальный объем рынка страхования грузоперевозок в 2026 году может достигнуть 120 млрд рублей.
Согласно обзору экспертов и результатам опросов участников рынка, отраслевые риски выросли практически по всем аспектам страхования:
- на 25% — число ДТП с участием большегрузных транспортных средств;
- на 30% — количество претензий клиентов на одну перевозку;
- на 200% — средняя сумма претензий от клиентов;
- на 200% — объем выявленных схем страхового мошенничества.
В то же время, по данным страховых компаний, потенциал для страхования грузоперевозок превышает текущие показатели 2023 года более чем в 2,5 раза. Средний уровень проникновения его по отрасли колеблется в широком диапазоне от 5% до 85%.
Эксперты выделяют 3 основных драйвера роста страхования в 2024 году:
- увеличение среднего чека (потенциал до +50% объема);
- высокое проникновение страхования (потенциал до +20% объема);
- страхование новых рисков (потенциал до +20% объема).
В рамках конференции определены 7 трендов — стандартов отрасли в 2023 году:
- автоматизированные выплаты клиентам при наступлении определенных триггерных событий (например, при нарушении сроков логистической компании).
- выплаты клиентам от нескольких часов до нескольких дней от момента фиксации страхового случая.
- применение скоринговых инструментов для определения справедливой стоимости каждой перевозки.
- передача «роботам» страховых случаев на рассмотрение и урегулирование.
- использование искусственного интеллекта для повышения качества коммуникаций с клиентами.
- математический анализ и распознавание фотографий для вычисления случаев страхового мошенничества и определения характера повреждения грузов.
- непрерывный анализ показателей клиентской удовлетворенности для управления атрибутами страхового продукта в постоянном режиме.
Результаты исследований и обзора рынка, представленные на конференции, подтверждают, что страхование грузоперевозок уже стало неотъемлемым стандартом отрасли, особенно в массовых сегментах логистики — в сборных грузах (LTL), курьерской доставке и экспресс-доставке. Более 80% клиентов логистических компаний оформляют страховые полисы и пользуются страховыми продуктами.
Доступный потенциал на рынке страхования всех грузоперевозок составляет около 80 млрд рублей, что в несколько раз выше текущего объема страховой премии, отражаемой в аналитике ЦБ РФ. Отраслевые риски с 2021 года выросли более чем в 2 раза без соответствующего увеличения объема страховой премии. За последние два года на рынке появилось значительное количество новых страховых продуктов и сервисов, в том числе с использованием искусственного интеллекта и математической статистики.