В рамках международной выставки TransRussia состоялся круглый стол на тему «Неочевидные и скрытые риски в логистике: где на самом деле финансовые потери». В дискуссии приняли участие эксперты компаний — лидеров рынка страхования и грузоперевозок, малые и крупные грузовладельцы, представители e-commerce, экспедиторы, регуляторы и спикеры от общественных организаций. Организатором мероприятия выступила платформа цифрового сопровождения страхования логистики Zunami (бывшая «Цунами», разработчик — калининградская компания ООО «Инносети»).
В ходе дискуссии эксперты обсудили существующие и новые, неочевидные, риски, которые возникают в российской логистике, представили обзор негативных последствий самострахования, а также рассказали о том, какие возможности и ИТ-инструменты используются участниками рынка для нивелирования рисков и эффективного управления страховыми процессами.
Эксперты сошлись во мнении, что трансформация российской экономики привела к серьезным изменениям в структуре и уровне логистических рисков — увеличивается частота их возникновения, появляются новые, неочевидные, риски: невыкуп и возврат непроданных товаров, мошенничество при возврате, нарушение сроков поставки, рост и неуплата дебиторской задолженности, и другие.
Комментирует Роман Николаевич Фролов, член Совета директоров Страхового Дома ВСК: «Сегодня российская логистическая отрасль продолжает адаптироваться к новым реалиям. Растет товарооборот между Россией и Китаем, происходит переориентация на новые маршруты поставок. В связи с этим появляется множество новых рисков для транспортных компаний: качество дорог в Азии хуже, чем в Европе, а стоимость перевозки растет из-за курса валют и мировой инфляции. Эти факторы требуют качественных изменений в страховании».
«Изменение цепочек поставок мотивирует нас поддерживать высокую динамику перевозок из стран Юго-Восточной Азии. При организации мультимодальных решений "от двери до двери" с использованием сквозного транспортного документа House Bill of Lading мы, безусловно, несем определенные риски и обязательства по доставке груза. Во многом мы нивелируем проблематику, связанную с соисполнителями или ситуациями вне нашего контроля, за счет оперирования собственными активами. В управлении компании 6 тыс. платформ и 15 тыс. контейнеров, а также развитая терминальная сеть, представленная 11 контейнерными терминалами. При этом мы предлагаем клиентам полный пакет услуг, при желании они могут дополнительно оформить страхование груза или сроков доставки», — продолжает Максим Шапочка, директор по продажам АО «РЖД Бизнес Актив».
Процент застрахованных рисков в российской логистике все еще остается низким. При этом эксперты фиксируют рост арбитражных обращений грузовладельцев в сторону логистики, средняя стоимость претензии также увеличивается.
Использование самострахования логистическими компаниями не позволяет в полной мере защитить интересы грузовладельцев. Финансовые возможности грузоперевозчиков не соответствуют уровню возникающих рисков, а полноценной защиты интересов грузовладельцев невозможно достичь без участия института страховщиков и внедрения ИТ-технологий.
Рынку требуются ИТ-инструменты для выбора страховой компании не только по тарифу, но и по качеству оказанных услуг, потому что ручной контроль этих параметров для грузовладельца дорог и субъективен. Идеальной ситуацией для потребителя логистики становится создание конкуренции между страховыми компаниями. В такой ситуации работа ведется сразу с несколькими страховщиками.
«При реализации потокового страхования грузоперевозок, мы, по сути, интегрируемся в основную услугу нашего партнера — крупного грузоперевозчика — и дальше качеством и автоматизацией страховых процессов отвечаем перед клиентом. — продолжает Роман Николаевич Фролов. — Ключевой критерий — CSI для оценки качества страховых процессов для конечного потребителя становится сегодня наиболее правильным и адекватным в этом партнерстве. Мы не можем подвести нашего ключевого партнера перед его клиентом, иначе в этом случае услуга нашего партнера уже не будет конкурентоспособна в огромном разнообразии крупных грузоперевозчиков».
«Для В2B-платформы КИФА безопасность перевозки грузов и снижение связанных с этим рисков — одна из приоритетных задач. Для ее решения мы активно используем представленные на рынке страховые продукты. КИФА контролирует всю цепочку поставок от размещения товара производителем до получения конечным покупателем. Выстроенные логистические процессы являются обязательным условием для эффективного ведения трансграничной цифровой торговли, а страхование логистических процессов дает нам гарантии и уверенность в дальнейшем развитии», — отмечает Чжао Ди, руководитель направления трансграничной логистики В2B-платформы КИФА.
Технологии в страховании логистики выступают в роли независимого медиатора, который обеспечивает соблюдение всех условий и контроль качества услуг. Это ведет к повышению заинтересованности страхового партнера и расширению линейки страховых продуктов, в том числе для работы с нестандартными для страхования рисками.
«Мы очень рады, что наши партнеры говорят о цифровом страховании как об уже готовом продукте, который они используют в своих бизнес-процессах, — говорит Андрей Сабитов, генеральный директор Страхового Брокера Zunami. — Подводя итоги круглого стола, отмечу самое важное. Все игроки рынка — страховые компании, грузоперевозчики и разработчики ИТ-решений — опираются на клиентский путь грузовладельца, который надо дополнять страхованием финансовых и нестандартных рисков, сроков доставки, ретейловых штрафов, возврата товаров и многих других. Сегодня покрытие таких рисков клиенты страховых и логистических компаний хотят видеть в страховом полисе не в качестве дополнительной услуги, а отдельным продуктом. Цифровизация отрасли идет очень активно, благодаря чему компании могут эффективно анализировать собственные расходы. Если частота классических рисков, связанных с грузами — это доли процентов, то, например, срывы сроков, их нарушение происходят в полтора раза чаще, и эти расходы надо покрывать. Грузоперевозчики также ждут от страхования логистики простого понятного процесса урегулирования убытков, контроля качества работы страхового партнера на всех этапах. Страховщик, как и транспортная компания, заинтересован в высоком уровне удовлетворенности клиентов. В оптимизации и улучшении этих процессов и заключается задача цифрового страхования — заниматься переводом с языка страховых компаний на язык логистов и помогать партнерам повышать эффективность и качество логистического риск-менеджмента».
Спикеры круглого стола — эксперты компаний:
Страховой Дом ВСК, «Ренессанс страхование», «СберСтрахование», «Скиф-Карго», «FM Logistic», АО «РЖД Бизнес Актив», АО «Национальная страховая информационная система», «Страховой брокер Zunami», ПАО «ЭН+ ГРУП», B2B-платформа КИФА, представители сегмента e-commerce и малого бизнеса.